О районе плавания.
Эту статью, я написал специально для тех,
кто планирует плавание по Обскому морю и собирает информацию для похода. В
конце июня, на острове Хреновый, мы столкнулись со сборной командой из
Омска, Красноярска и Барнаула. Бывалые дядьки вооружили большой катамаран
для сплава по горным рекам рулем, швертом и парусами, взяли своих боевых
подруг и пошли по морю. Карты у них не было. Дали им карту, рассказали что
знали. Капитан катамарана набросал кроки, и рассказал, что рассчитывал
найти и перерисовать подробную карту моря в яхт-клубе, где собирал
парусник. В «Изумрудном» карты не оказалось. Информация: почти во
всех переходах метро г. Новосибирска можно купить две карты –
двухкилометровку «Новосибирское водохранилище» и полуторакилометровку
«Окрестности Новосибирска», на которую нанесен участок моря от
Новосибирска до Завьялово. Кому очень нужно я могу дать адрес магазинчика,
торгующего ксерокопиями свежей лоции с корректурой. В любом случае, даже
если есть на хозяйстве серьезная
GPS-ка
с самой свежей картой, мало чем поможет в поисках дров и нормального места
для стоянки. Тут нужно описание береговой линии и островов, как в морской
лоции. Здесь я привожу описание куска Обского моря, для плавания надувных
парусников. Такая вот пиратская лоция.
Пиратская лоция Обского моря (фрагмент)
Жители Новосибирска, далекие от походов
под парусами, иногда называют Новосибирское водохранилище «обской лужей».
Но человек, походивший по этому морю, никогда его так не назовет. Этот
водоем заставит себя уважать. Обское море вытянулось 180 километровой
полосой прямо по направлению господствующего здесь юго-западного ветра.
Самое широкое место нашего моря (километров двадцать) находится
неподалеку от города. Глубины не большие, поэтому сильный ветер, что здесь
не редкость, может очень быстро надуть высокую и крутую волну. Это совсем
не похоже, на пологую волну настоящего моря. Представьте себе волны
высотой метра два с половиной и с расстоянием между гребнями метров
двенадцать. А еще, ветер может тихо изойти на нет, поверхность воды станет
зеркально гладкой, и можно куковать посреди моря, до вечернего бриза.
Этим летом мы ходили в Бердский залив, за
устье реки Коен, по левому берегу моря дошли до Борового, а по правому до
Бурмистрово. Расстояния конечно не большие, но такова природа походов
выходного дня. Общие свойства всех этих берегов – в погожие летние
выходные дни, там, где можно подъехать на машине, будут стоять машины,
возможно в несколько эшелонов с интервалом 10-15 метров. Из каждой машины
будет орать музыка - это народ приехал «на природу» отдохнуть с водочкой
и шашлыками. В этих местах дрова иссякают уже к середине июня. Там, где
могут причалить здоровенные водоизмещающие катера эпохи развитого
социализма, в выходные они обязательно приплывут и привезут с собой народ,
напоминающий Арбатовских пассажиров Адама Козлевича. Обязательно пустят
через матюгальник FM
– радио, да так чтобы за километр было слышно. Спасу нет! Вот здесь и
проявляется в полной мере возможности туристического парусника. Можно
подойти и встать там, где всей этой братии не будет. Будут водномоторники,
но они люди, правильно понимающие отдых на природе, и стоять рядом с ними
не напряжно, а зачастую интересно и весело. Таких мест, где можно хорошо
стоять и в наличие дрова не много, но они есть.
Обследованный нами район можно условно
разделить на два участка – Бердский залив и собственно море, условная
граница между ними - Бердская коса. Вдающаяся в море часть суши, где кроме
кустов общего пользования и песка ничего нет. В выходные там яблоку негде
упасть. Интересно это место тем, что почти все лето на косе базируется
палаточный лагерь туристов-водников. Общались с ними, хорошие дядьки.
Ходят слухи, что некто приобрел в собственность Бердскую косу, и на
следующее лето там кроме частного пляжа ничего не будет.
Бердский залив от косы до моста – зона
интенсивного судоходства. Баржи с песком, углем и просто пустые, гонимые
буксирами-толкачами носятся туда-сюда. Будьте бдительны, у них огромный
радиус циркуляции и тормозов нету. Поскольку этот участок залива
расположен практически перпендикулярно господствующим здесь ветрам, то
когда ветер слабый, можно там «поймать» абсолютный штиль и стоять и
смотреть на бегающие по морю паруса. Бердский залив относительно узкий, и
когда ветер хорошо раздувает, волны практически нет, что позволяет ходить
очень быстро. Перед мостом, с левой стороны, как только закончатся горы
песка, можно привстать и сходить в правильный магазин - переходите шоссе и
метров 500 в сторону Новосибирска. При прохождении моста, ветер заходит до
и после, а под мостом он либо попутный, либо «мордотык». Кроме того под
мостом проявляется течение реки Бердь, скорость примерно метра 3 в минуту.
За мостом, над водой протянута ЛЭП, прижимайтесь к опоре, чтобы ненароком
не зацепить ее мачтой. В этом году, таким образом, погибли люди, ошибка
рулевого. Можно добавить, что залив летом цветет куда сильнее моря.
Правильное место стоянки в Бердском
заливе, после устья реки Коен на берегу красный куб, дальше по берегу от
этого куба, прямо под обрывом узкой полоской пляжик, длиной метров 300.
Между пляжем и обрывом заросли. На машине туда не проехать, большой катер
не подойдет (мелко). Есть дрова.
Теперь о водохранилище. Под плотиной
делать нечего. Левый берег. От Ленинского (другое название – совхоз
Морской) идут пляжи с каменными кучами. Рядом с пляжами дачи. Ни деревца,
ни кустика. После пляжа начинается обрыв. Как метко сказал один мой
товарищ, обрыв – действующий, т.е. непрерывно осыпается. Берег глинистый,
топкий. Не встанешь. Этот обрыв тянется почти что до Борового. Катя,
капитан «Дикого Коня» утверждает, что там есть одно место для стоянки,
рядом с водозабором, но вроде это место с воды не видно. Плохой берег.
Прямо, перед Боровым – остров, обозначенный на картах, как остров Шумского
кордона. Остров хороший, чистый, с дровами проблем нет. Есть небольшой
пляжик, куда можно привстать.
По правому берегу, от Бердской косы до
Бурмистрово, встать можно практически везде, кроме участков берега,
оформленных в собственность. Но такие участки, выделяющиеся
монументальными коттеджными строениями с воды видно хорошо. Почти везде
есть подъезды для машин. Правильное место для стоянки парусника – в устье
реки Мильтюш. Идешь вдоль берега, заходишь в залив, проходишь до длинного
заливчика с крутыми высокими берегами, шириной метров 20. На карте он
обозначен как Мильтюшинский лог. Не доходя до этого заливчика метров 100,
правильное место. Внимание, к правому берегу ветра и течения несут
свалившиеся в воду стволы деревьев, - бдить.
По поводу островов. С Бердской косы хорошо
виден остров Тайвань. Остров хороший, но сильно засижен. Хорошие места для
стоянок на юго-западной оконечности острова, есть дрова, но в выходные эти
места, как правило, заняты. Внимание, обходя остров со стороны моря,
держаться от берега на расстоянии не менее 150 метров. Там есть участок,
притом не маленький, где на дне в большом количестве набросаны бетонные
блоки. При подходе к берегу – бдить! Следующий остров, - остров Хреновый –
он же Умовский, он же Старый Бердск. Хорошо виден с юго-западной
оконечности Тайваня, с Бердской косы не виден. Остров был сильно засижен,
но с тех пор, как туда по выходным стал ходить пароход с пляжниками, стал
еще и загажен. С середины июня дров нет, но можно зайти на Тайвань и там
их заготовить. Со стороны берега, есть пляжик с мелководьем, куда можно
привстать. На острове есть несколько малинников. Очень удобное место, для
«точки подскока», т.е. туда есть смысл придти в пятницу вечером, чтобы в
субботу утром двигать дальше. Напротив острова, очень красивый берег, с
корабельным сосновым бором. В выходные дни там машины с палатками в
несколько эшелонов. Этим летом наблюдал там катамараны, от питерского
«Тритона». Бултыхались у берега. Буду рад, если эти заметки помогут им
сходить «куда подальше». Следующий остров, по направлению «от
Новосибирска», остров Шумского кордона (смотрим выше). Внимание, островов,
нанесенных на карту, напротив Сосновки нет. Их давно смыло.
Вот пожалуй и все, что могу рассказать.
Если вы дошли до этого места, то вам наверное любопытно. Напишите мне
пожалуйста, что вы об этом фрагменте пиратской лоции думаете. Полезное я
дело затеял или не очень. Есть ли смысл, продолжать начатое? Может быть
кому-то есть чего добавить.
|