Обское море. Из конца в конец и обратно.
Отчет о парусном походе 2-ой категории сложности, Новосибирское водохранилище, 14-31 июля 2006г.
Предыстория.
Тримаран у нас появился с начала парусного сезона 2003 года. Было горячее желание идти на нем в большой поход, но здравый смысл требовал сначала должным образом освоить лодку. Весь парусный сезон 2003 – с конца мая, по начало октября, мы с супругой выходили в море каждую пятницу и вечером воскресенья возвращались. Учились ходить при любых ветро-волновых условиях, выхаживали лодку. Считаем, что нам повезло, поскольку в освоении лодки нам помогали Ольга Соловьева с Шурой Замараевым и Владимир Николаевич Соловьев – конструктор нашего парусника. Было у кого учиться.
Весной 2004-го супруга сменила работу и ни а каком летнем отпуске речи быть не могло. Мы не унывали, продолжали ходить в походы выходного дня, по нашему Обскому морю. В 2005-ом, я вышел на новую работу. Мне удалось договориться с начальством о недельном отпуске за свой счет. Получился маленький, но очень красивый поход. Под конец похода появилось желание в 2006 году дойти до конца моря.
Так что в этот поход мы пошли подготовленные, досконально зная все возможности лодки, способные управлять лодкой во всех мыслимых условиях.
Цели похода.
После прошлогоднего похода, было горячее желание дойти до конца моря и вернуться обратно. На карте, в последней чашке Обского моря был обозначен весьма заманчивый архипелаг, хотелось посмотреть на устья речушек, впадающих в водохранилище по правому берегу, побывать на далеких островах. Очень хотелось исследовать места находящиеся вдалеке от наших маршрутов выходного дня.
В моем распоряжении был двухнедельный отпуск, в который и требовалось «уложить» весь поход. Поход был запланирован из трех частей. Часть первая – «спортивная», предполагала прохождение маршрута. Вторя часть – «рыболовная», если останется время – сходить куда-нибудь и качественно половить рыбку. И наконец, третья часть – день рождения Ольги Соловьевой. Мероприятие предполагалось провести на о. Тайвань. Сбор в пятницу – 29.07.2006. Поскольку мы с Натальей были отпускниками, с нашей стороны было бы правильным поступком – «застолбить» праздничную поляну в четверг вечером.
Кроме того, планировалось, что мы берем с собой на четыре дня пассажира, которого нужно было высадить на берег в понедельник в обед, вблизи какого-нибудь населенного пункта. Это было не напряжно, но свои ограничения накладывало. Пассажира звали Сергей, он коллега моей супруги и пару лет напрашивался на «покататься». Обычные наши походы выходного дня проходят в компании близких друзей, тащить в компанию сотрудника по работе жене не хотелось, соответственно взять его в поход было вполне нормальным решением. Пассажиром он был замечательным, проблем с ним не было, от работ по лагерю не отлынивал. Отсюда и цели похода:
- Дойти до конца моря и вернуться обратно.
- При этом в понедельник -17.07.2006, не позднее 13-00 высадить Сережу вблизи населенного пункта.
- В четверг - 28.07.2006 вечером прийти на остров Тайвань и застолбить праздничную поляну под день рожденье Ольги Соловьевой.
- Если останется время, то устроить качественную рыбалку.
Описание водоема.
Водоем наш официально называется Новосибирское водохранилище, однако все его иначе чем Обским морем не называют.
Описание я по-честному передрал с туристической карты, вот что они пишут:
Новосибирское водохранилище образовано плотиной Новосибирской ГЭС на реке Оби, на территории Новосибирской области и Алтайского края. Проект строительства ГЭС обсуждался еще в 30-е годы. В 1953году в основание плотины был заложен первый бетон, а в 1959 году гидроэлектростанция уже вступила в строй. Намывная песчаная дамба с автодорогой по гребню соединила берега реки. По правому берегу были построены шлюзы для пропуска теплоходов и барж.
Новосибирское водохранилище – один из первых искусственных водоемов, созданных в Сибири. Его площадь – 1070 кв.км, объем – 8,8куб.км, длина – 185км, максимальная ширина – 18км, средняя глубина – 9м, максимальная – 23м (в нижней части водохранилища). Оказавшиеся в зоне затопления высокие места образовали острова.
Новое рукотворное море оказало существенное влияние на природные условия прибрежной зоны: увеличилась влажность, среднегодовая температура воздуха повысилась почти на градус. Летом вода у берегов прогревается до 23-28 С. Водохранилище создало благоприятные условия для сильных ветров. В сентябре-октябре волны, вызванные этими ветрами, достигают высоты 2-3 метра.
В обширном водоеме обитают 26 видов рыб. Среди них есть сибирский осетр, стерлядь, нельма, занесенные в Международную Красную книгу; другие – сазан, лещ (акклиматизанты), окунь, плотва, язь, щука – являются ценными промысловыми рыбами.
Все, что они написали, правда, но с некоторыми оговорками. Суровый шторм может случиться не только в сентябре – октябре, но и в мае, июне, июле, августе. Представьте себе сто восьмидесяти километровую аэродинамическую трубу с соплами, вытянутую в юго-западном направлении.
Обычно шторм в июне-июле длится не более суток, в августе - сентябре непогода может длиться дня 4-5. Экипаж должен быть морально готов к тому, что ласковое море минут за тридцать превратится в бушующую стихию. Наше море исхожено вдоль и поперек и на парусных байдарках, и на альбатросах, и на совсем утлых самоделошных посудинах, но все равно, водоем серьезный, нюх терять нельзя.
Информация для рыбаков - и сибирский осетр, и стерлядь, и нельма в водоеме присутствуют, однако ловить их не следует. Для тех, кого не останавливает то, что эти рыбки внесены в Международную Красную книгу сообщаю – если поймают, то мало не покажется. Что касается остальной рыбы, то щуку можно поискать в устьях впадающих в море речек. На сазана рассчитывать не стоит, он есть, но в очень маленьких количествах. Основная спиннинговая рыба – судак, окунь, язь. Любителей поплавка и разных закидушек порадуют сибирские разновидности плотвы – чебак и сорога, а также лещ, язь и окунь.
О плохом. Нужно помнить, что вся нехищная рыба Обь-Иртышского бассейна заражена описторхозом. Судак и щука не болеет, окунь частично заражен. Для того, чтобы избежать проблем со здоровьем, рекомендую, во-первых, проводить качественную термическую обработку улова – все должно быть основательно прожарено, проварено, прокопчено, а во-вторых, использовать отдельный нож, хранящийся отдельно от всей остальной посуды для чистки и разделки рыбы. Лещ и язь также болеет птичьим лентецом. Для человека эта дрянь не опасна, но с эстетической стороны не приятно. Так что не собирайте плавающих по поверхности лещей.
Регламент.
В первую очередь – отдых. Никуда не торопимся, жил не рвем. Море маленькое, всего 180 километров по справочнику, мы везде успеем. Рано ложимся спать, поздно встаем, чтобы хорошенько выспаться. Отчаливаем в 11-30, в 12-00. Стоянки на островах, как исключение на берегу. В 20-00 начинаем искать место стоянки, чтобы не вставать по темноте.
Если с утра нет ветра, то ждем ветер, на весле не идем. Если ветер дали до 14-00, то выходим, а вот если до 14-00 ветра нет, то расслабляемся и устраиваем дневку.
Что касается походного питания, то стараемся свести к минимуму потребление концентратов. Предполагалось – 2-3 похода в магазин для закупки свежих овощей, яиц и хлеба.
Налицо явное матрасничество и читерство, что объясняется тем, что мы с Натальей к моменту выхода на маршрут были сильно вымотаны, очень хотелось просто отдохнуть и восстановить силы. Понятно, что регламент создается для того, чтобы его нарушать и нам не удалось подогнать поход под эти рамки, но изначально задумки были такими.
Корабль.
Серийный парусный тримаран Т-23 mini производства фирмы Кулик выпуска 1997 или 1998 года. У нас он с 2003 года. Нам нравится эта лодка - она мореходная, надежная и быстрая. В походы выходного дня на ней можно выходить вчетверером-впятероом, в дальний поход - экипажем в 2-3 человека.
Понятно, что у корабля есть название, однако не считаю нужным публиковать его в отчете. Так что далее корабль будет называться или лодкой или тримараном.
Когда покупали тримаран, была куча идей по поводу его дальнейшего апгрейда, но после завершения первого парусного сезона мы пришли к выводу, что лодка в том виде, «как есть» нас полностью устраивает и всякая модернизация будет «от лукавого». Предполагалось, что лодка будет исключительно "походная". Работы по лодке проводились регулярно, но все работы были направлены на поддержание судна в боевом виде.
Основные данные тримарана приведены в табличке:
Модель 23mini |
|
Длина, М | 6.2 |
Ширина, М | 3.8 |
Вес, кг | 90.0 |
Площадь основных парусов, кв. М. | 10.0 |
Комплект парусов | Грот, стаксель№1, стаксель№2, штормовой стаксель, кливер. |
Что касается ходовых качеств нашего тримарана, то они в полной мере раскрываются только при достижении понимания самой лодки. Попытаюсь кратко и без претензии на полноту сформулировать основные моменты.
Для начала, более подробно о парусах. Грот площадью 7.5 кв.м. с тремя полками рифов, стаксель №1 (он же лавировочный) – 2.5 кв.м., стаксель №2 – 1.5 кв.м., штормовой стаксель (совсем носовой платок) – меньше 1 кв.м. Кливер – 8.5 кв.м. Штормового триселя нет, поскольку на последней полке рифов площадь грота составляет 2.5 кв.м. – этого хватает.
Теперь про ветер и курсы. На курсах от полного бейдевинда до фордевинда, при ветре силой до 5-ти балов нужно нести кливер. На фордевинде есть возможность вынести кливер на бабочку. Если нужно идти в лавировку, то до 5-ти балов несем наши лавировочные 10 кв.м. Ветер достигает 5-6 балов – под кливером нельзя, - рубим кливер ставим стаксель. Ветер усилился до чистых 6-ти балов - пора рифиться. Берем первую полку рифов, либо оставляем стаксель №1 или ставим стаксель №2 (это по интуиции, надо на небо смотреть, думать, прикидывать). При ветре силой до 6-7 балов – вторая полка рифов и стаксель №2. При чистых 7-ми балах – штормовой стаксель и последняя полка рифов. При ветре в 8 балов – можно добежать куда надо «на носовых платках», но если есть возможность лучше на берегу пересидеть. На последней полке рифов и штормовом стакселе тримаран ходит в лавировку.
Если ветер «нормальный» и не надо идти в лавировку, то мы несем 16 кв.м. парусов (грот + кливер). Хода вполне приемлемы.
Еще одна особенность лодки – ее нужно «уцентровывать», как это делают на швертботах. Тримаран наш будет идти хорошо только при правильном крене.
Что не очень хорошо, так это то, что наша лодка неважно ходит в лавировку при ветре силой 1-2 бала. Мы понимаем, что любая лодка – это компромисс и слабые хода в ситуации «штиль в морду» - это невысокая плата за крейсерские качества.
Навигационное оборудование, карты, лоции.
У нас была туристическая карта двухкилометровка и старая лоция обского моря. Старенькая лоция была выложена на рыбацком сайте – (вот ссылочка кому надо). Идейность этой спиннинговой лиги мне не понравилась, зато качество лоции было замечательным. Мы скачали и распечатали лоцию на цветном принтере. Поместили распечатанные листы в пластиковую канцелярскую папку с мультифорками. Внутрь папки с лоцией положили карту. Папка хранилась в полиэтиленовом мешке, мешок в драйбэге-расходнике. Несмотря на то, что дожди заливали нас изрядно, а картой и лоцией мы пользовались регулярно - ничего не промокло.
Что касается карты, то это замечательная, компактная туристическая двухкилометровка, называется «Новосибирское водохранилище» © Роскартография, 2000. Еще года три назад ее продавали в Новосибирске в каждом киоске. Сейчас это библиографическая редкость. Есть скан карты. Фрагменты этой карты использованы в отчете
Компас и бинокль оставили дома за ненадобностью. Карты с гуглы тоже качать не стали.
Здесь необходимо дать некоторые пояснения – водоем такой, что в светлое время суток карту всегда можно привязать «на глаз». Этого вполне достаточно. Судовой ход размечен. Понимая речную лоцию заблудиться нереально. Карта дает представление о местах, где точно встать нельзя, а вот о тех местах где можно встать карта представления не дает. Соответственно, если озаботиться поиском хорошей стоянки за пару часов до наступления сумерек, то хорошая стоянка обеспечена. Пока не подойдешь к берегу на 30-40 метров, не поймешь что к чему и гугла тут не помощник. Лоция нужна по двум причинам – описаны встречающиеся на судовом пути навигационные опасности (почитать полезно), и наконец самое главное для нормальной рыбалки – описаны глубины.
Снаряжение.
Палатка, тент, пенки, спальники, спасики, драйбэги, газовая плитка на газовых баллончиках и горелка типа «паяльная лампа» для этих же баллончиков (корейские баллончики чудо как хороши), фонарик, топор, карманная цепная пила, коптилка, саперная лопатка, футляр с углепластиковыми удилищами, рыболовная снаряга, котелки со сковородкой, термос. Взяли дешевенькую мыльницу, которая если утонет, будет очень жалко ….фотопленку. Вроде как все перечислил. Дурканул, не взял надувной тузик.
Связь.
Брали с собой 2 сотовых телефона. Билайн уверенно берет по всему водоему. Установили дисциплину связи – пользуемся одной симкой, включаем телефон один раз в сутки с 21-00 до 22-00. Сообщаем родне место, где находимся, принимаем прогноз погоды. В таком режиме можно было месяц ходить.
Экипаж.
Ивакин Петр Вадимович 1968 г.р. (Это я) – капитан, рулевой, шкотовый, рыбак. |
|
Дружинина Наталья Борисовна 1970г.р. (Это моя жена) – рулевой, шкотовый, баталер, кок. |
|
Лик Сергей (это коллега моей супруги) – пассажир, помощник по лагерным делам, рыбак. |
|
Лёва – кошка с характером, но красивая, ответственная за создание благостной атмосферы |
График похода.
- 14.07.2006, пятница. я/к «Наука» – о. Хреновый – 7 км.
- 15.07.2006, суббота о.Хреновый – о. Атамановский – 40 км.
- 16.07.2006, воскресенье – о. Атамановский – о. Буян. – 10 км.
- 17.07.2006, понедельник – о.Буян – устье реки Ельцовка – о. Шарапский – 25 км.
- 18.07.2006, вторник – о. Шарапский, Караканский бор, каменный остров (напротив Кирзы) – 39 км.
- 19.07.2006, среда – каменный остров – Спирино, Алтайское болото, о. Кузнецов. 31 км.
- 20.07.2006, четверг – о. Кузнецов – архипелаг(конец моря) – Караканский бор – 41 км.
- 21.07.2006, пятница – Караканский бор – о. Шарапский – 39 км.
- 22.07.2006, суббота – о. Шарапский – базы отдыха – о.Каменный – о. Елбань - о-ва Шумского кордона (Боровские) – 53км.
- 23.07.2006, воскресенье - с нашими на Боровских (дневка-1).
- 24.07.2006, понедельник - болел (дневка-2).
- 25.07.2006, вторник отсыхаем (дневка-3).
- 26.07.2006, среда – о-ва Шумского кордона – о. Хреновый – 22 км.
- 28.07.2006, четверг – о.Хреновый – о. Тайвань – 4 км.
- 29.07.2006, пятница – о. Тайвань (дневка-4).
- 30.07.2006, суббота - о. Тайвань (дневка-5).
- 31.07.2006, воскресенье – о. Тайвань – я/к «Наука» – 3 км.
Итого 314 километров под парусами по генеральному курсу. На весле за весь поход прошли от силы метров двести.
Дневник похода.
14.07.2006, пятница. я/к «Наука» – о. Хреновый – 7 км.
Вышли вечером, в 20-00. Поскольку наш тримаран базируется в яхт-клубе, и практически готов к плаванью, то выход на маршрут ничем не отличался от обычного выхода в поход выходного дня, разве что продуктов было больше. Запланировали ночевку на о. Хреновый, находящемся в семи километрах от базы. Эти семь километров были пройдены быстро, дул легкий, попутный (бакштаг, галфвинд) ветерок силой 2 бала. Несли кливер. Все было как обычно, поскольку в парусный сезон каждую пятницу мы куда-нибудь идем.
На имеющихся у меня картах этот островок никак не назван, в лоции ему тоже названия не придумали. Наши парусные туристы называют его Хреновым (Хрен там действительно растет), остальные называют его то Умовским, то Старым Бердском. Островок небольшой, метров 300 в длину и метров 100 в ширину, осенние шторма размывают его и наверное лет через 6 остров смоет.
Мы шли, а нам навстречу в направлении бердской косы шли парусные надувастики, возвращающиеся из регаты – «Ралли Обского моря - 2006». Регата это проходит уже 19-ый раз, проводит регату Анатолий Павлович Кулик. Обалденное мероприятие, собирается большая парусная компания, представлена практически вся Западная Сибирь. С удовольствием присоединились бы к регате, но у нас был вариант или поход или регата, выбрали поход.
Подошли к острову, все приличные места стоянок забиты разными лодками. А что вы хотели, самый разгар короткого сибирского пляжного сезона. Решаем, что Наталья забрасывает меня и Сережу на «секретное рыбацкое место», где мы организуем спиннинговую окуневую рыбалку на вечерней зорьке, а сама чалится к берегу и отдыхает. Как только солнце закатится, она нас заберет и мы поставим лагерь и дружно организуем ужин.
Рыбалка удалась, как мы и хотели, наловили язя с окунем ровно на одну коптилку. Пока мы с Сережей рыбачили, Наталья нашла уютное местечко в прибрежных кустах и организовала лагерь. Поставила палатку, насобирала дров, развела костерчик. Наталья, как договаривались, пришла за нами на тримаране. В сумерках засолил рыбку на утреннюю коптилку, соорудили нехитрый ужин и наслаждались крепленым кубанским вином и теплой летней ночью.
15.07.2006, суббота о.Хреновый – о. Атамановский – 40 км.
Утречком поднялись, сварили кофе. Мы не признаем растворимых порошков, если кофе – то только арабика, сваренный на углях с сахаром, сдобренный концентрированным молоком из консервных банок. Наталья пожарила на костре яичницу с помидорами, я закоптил рыбу. Спокойно позавтракали, собрали лагерь и пошли. Вышли где-то около полудня. Раздувал ровный, попутный ветер (3-4 бала) мы быстро шли под кливером курсом бакштаг.
Оставили слева по борту устье реки Мильтюш, затем вдалеке справа по борту проплыли острова Шумского кордона, которые мы называем Боровскими, Показался остров Елбань, который мы оставили справа по борту. На фоне острова Елбань видели гигантские барнаульские надувастики – вроде как Глухаря и Забора, которые шли в сторону Боровских. Похоже они устали от регаты и решили погулять сами по себе. Мы на ходу перекусывали свежей рыбкой горячего копчения, запивали пивом и радовались жизни.
Прямо по курсу обозначился остров Атамановский. Решили встать на Атамановском. Могли бы конечно дальше уйти на попутном ветре, но еще в прошлом году было сильное желание исследовать острова Елбань и Атамановский. Остров Атамановский вытянуся параллельно берегу, рядом с Быстровкой. На берегу, от Быстровки начинается величественный и красивый Караканский бор, который тянется вдоль правого берега водохранилища на добрую сотню километров. Что касается размеров острова, то шириной остров метров 100, а в длину порядочно. На острове полно стоянок, где можно встать лагерем. Растет лиственный лес, в основном береза. Решили встать на западной оконечности острова, но нам подсказали, что на южном берегу острова, метрах в ста от места, куда мы ткнулись есть хорошее местечко для лагеря. Пробежались по берегу, посмотрели, место действительно правильное, перегнали лодку и занялись лагерными делами - натянули тент, под которым поставили палатку, разожгли костерчик, Наталья стала соображать ужин. Было где-то начало шестого, так как в это время у нас сумерки наступают в районе 23-00, то еще не вечер. Кошка наша вполне нормально перенесла этот длинный переход и шарилась по кустам. Я решил пробежаться в березнячок и поискать грибы. Через минут пятнадцать я нарезал мешок крепких подберезовиков и было решено приготовить жареху на завтрак.
16.07.2006, воскресенье – о. Атамановский – о. Буян. – 10 км.
Проснулись, сварили кофе, разогрели грибную жареху, неспешно собрали лагерь. К нашему огорчению ветер совсем закис ( 0-1бал), мало того, он изменил направление и ситуация стала – «штиль в морду». Это самый гнусный расклад для моей лодки. Тримаран просто стоит носом на курсе. Пошли в лавировку – от острова, до берега нарезать галсы. Приходилось отлавливать дуновения и медленно продвигаться к мысу, за которым находились известные нам по прошлому походу места, ряд старых пристаней, а за ними залив образованный устьем реки Каракан. Слышали, как на берегу кто-то, показывая пальцем на наши повисшие паруса, объяснял ребенку – «смотри, вот он настоящий штиль».
Сохранялась надежда, что там, за оконечностью будет дуть повеселее. Вышли за мыс, ситуация не изменилась. Все та же лавировка, все тот же штиль. Стояла жара, было очень душно, все шло к тому, что скоро будет гроза.
Грозовые тучи появились ближе к вечеру, и грозовой шквал накрыл нас уже на подходе к заливу. Решили чалиться к островку, который находится на входе в залив. Ни на карте, ни в лоции названия у этого острова нет. Его мы приметили в прошлогоднем походе, остров живописный, решили, что он будет остров Буян.
На грозовом шквале пулей улетели на островок, Наталья мастерски вывела тримаран на пляжик шириной метра четыре, мы моментально сбросили паруса, продернули лодку на берег и привязали ее к коряжнику. Полил дождь, грозовые порывы продолжались, а мы спрятались от дождя под соснами, достали красное вино и давай терпеть бедствие.
Вскоре выяснилось, что на островке мы не одни, неподалеку от нас причалились два пожилых шахтера на резинках. Они приехали с семьями из Кемеровской области отдохнуть на Обское море и пока их жены загорают и купаются они ловят здесь окуня и судака на мелкие вертушки. Шквалом их выбросило на остров и они сильно по этому поводу переживали. Быстро им объяснили, что это не шторм начался, а это банальный грозовой шквал, что минут через сорок все это безобразие закончится. Выпили с ними по стаканчику красного, пообщались.
Действительно, через сорок минуть все утихло, выглянуло солнце. Рыбаки уплыли. Время было около 18-00, нужно было решать что делать. Немного посовещавшись, мы решили, что несмотря на то, что есть еще несколько ходовых часов сегодня и до 13-00 будет несколько ходовых часов завтра, следующий населенный пункт по маршруту – находящийся от нас в 18 километрах Красный Яр. А сейчас мы находимся практически в Завьялово. Если опять будет штиль в морду, то придется изрядно поработать веслами. Поскольку мы были вымотаны сегодняшним штилем, то решили не напрягаться, встать лагерем здесь, а часов в 12-00 высадить Сергея на берег – вдоль берега идет грунтовка и до центра Завьялово по карте около 2-х километров. Быстро разбили лагерь, заготовили дров, организовали костерчик.
Что касается островка, то он весь порос соснами, вокруг него камышовые заросли и непроходимый коряжник. То место, куда мы пристали, было единственным, куда можно причалиться на нашей лодке. Остров посещаем, но на удивление чист.
Главное ощущение вечера – нам не надо готовится к новой рабочей неделе, нам не надо завтра двигать на работу. Наконец-то приходим к пониманию того, что мы в отпуске. С этой счастливой мыслью засыпаем.
17.07.2006, понедельник – о.Буян – устье реки Ельцовка – о. Шарапский – 25 км.
Радовались жизни до 12-00, затем свезли на берег, в лагерь наших вчерашних шахтеров Сережу и двинули дальше. Раздувал легкий попутный ветерок ( бакштаг, фордевинд сила - 2-3 бала), мы несли кливер. Неподалеку от берега, на выходе из залива, рядом с бакеном обозначающем фарватер стояла на якоре надувная резинка, с которой рыбак метал в глубины джиг-головку на щучьем поводке. На вопрос о наличии здесь щуки рыбак ответил утвердительно – в основном судак, но одна – две щуки цепляются.
В этом наверное и есть смысл парусного туризма – мимо классных рыбацких мест, о которых мечтал всю зиму быстро идешь под парусами.
Решили заглянуть в устье реки Ельцовки, на карте это место выглядело очень заманчиво. По карте, от приютившего нас островка до до входа в устье Ельцовки - девять километров. Заходим в большой залив, состоящий из двух чашек – в правой чашке цивилизация - санаторий, беседки, в левой – камышовые берега, поляны кувшинок. Видим два лагеря на берегу. Находим дикое место с маленьким пляжиком и чалимся. За пляжиком болотце, подъехать сюда на машине невозможно, благодать.
Залив очень красивый, мы сфотографировались на фоне стен камыша и поляны кувшинок. С точки зрения рыбалки залив оказался неперспективным, поскольку весь был заставлен сетями.
Пошли дальше. Возникла идея пройти рядом с многочисленными островами и осмотреть берега. Шли быстро под кливером на попутном ветре (бакштаг, галфвинд, ветер несколько усилился до 3-4 балов), по небу бродили свинцово-серые грозовые облака, а мы старательно от них убегали. К вечеру подошли к небольшому острову, расположенным под левым берегом, неподалеку от населенного пункта Шарап. На карте этот остров оставлен без названия, в лоции он называется Шарапским. Прямо по курсу, на оконечности острова оказался небольшой пляжик, мы сочли место вполне подходящим для стоянки и разбили лагерь.
Через минут пятнадцать нас посетил абориген, познакомились. Человек оказался местным рыбаком, квартирмейстером рыбацкой бригады. Они занимаются тем, что по лицензии на совершенно законных основаниях, ловят рыбу сетями. У них на острове избушка, в которой есть все блага цивилизации – электричество им обеспечивает генератор. Пообщались с большим удовольствием. Рыбаки всегда найдут о чем поговорить. Нашего нового знакомого звали Саша Жуков, в числе многих других интересных фактов он сообщил, что еще вчера на этом острове стояла группа школьников с руководителями на парусном плоту, утром они ушли вверх по водохранилищу.
Попытался ловить на закате, брал стайный окунь размером с ладошку. Особого интереса в такой рыбалке нет, поэтому ограничился уловом «на одну сковородку». Второй день подряд бродили грозы, погода ломалась, рассчитывать на хорошую рыбалку не приходилось, зато раздувал хороший ветер, обеспечивая вполне приличные по расстоянию переходы.
18.07.2006, вторник – о. Шарапский, Караканский бор, каменный остров (напротив Кирзы) – 39 км.
Утром поднялись, позавтракали, собрали лагерь. Уже подготовили лодку к выходу, пришел Саша Жуков, принес в подарок мешок рыбы. Пришлось повременить с отплытием и заняться засолкой дареных лещей, язей, окуней и судаков под коптилку.
Идем под кливером вдоль левого берега, ветер попутный, раздувает хорошо и ровно ( 4-5 балов), курс бакштаг. За кормой опять начинают собираться грозовые тучи. Левый берег голый, трава да кустарник. Стоянок с отдыхающими существенно меньше, чем в Караканском бору, да и сразу видно, что это не «курортные» стоянки, а рыбацкие.
Проходим мимо красивой старой пристани, справа по курсу открылся залив реки Орда, прошли Ордынское. Мне рассказывали, что после Ордынки ничего интересного нет, просто широкая река, есть течение. Затем прошли между островом Каменским и левым берегом, прямо по курсу архипелаг – Елбанские о-ва, который мы прошли, оставив справа по борту. Что Каменский, что Елбанские – острова как острова, есть стоянки. На Елбанских видели деревянную часовню.
Как только прошли Елбанские острова, ветер начал заходить, и замечательный бакштаг и фордевинд сменился лавировкой. Сила ветра снизилась до 2-3 балов. Это пошло влияние догоняющих нас грозовых облаков. Стали нарезать галсы, вышли на фарватер и ощутили наличие течения. Быстро осознали, что вверх надо идти под левым берегом, а вниз под правым. Ветер закисает, и мы принимаем решение пристать к берегу в Караканском бору и размять ноги.
Привстали между Усть–Хмелевкой и Абрашино, несмотря на то, что карта там показывает обрыв, там есть куда подойти, перед обрывом уютные пляжики. Встали, с обеих сторон по стационарному лагерю. Общаемся с отдыхающими, отвечаем на вопросы про лодку, про паруса. Вижу, подходит правильная тучка, понимаю, что через минут десять дадут ветер, грузимся на тримаран и отчаливаем. Из-под тучки начинает задувать ( 4-5 балов, бакштаг, галфвинд ) и мы на попутном ветре уходим под левый берег, чтобы не бороться с течением. Наша цель, островок напротив Кирзы на карте и на лоции он без названия, лоция показывает, что этот остров активно использовался как место для якорных стоянок.
На отголоске грозового шквала летим к острову, обходим какие-то камни на которых сидят чайки, легкомысленно не придаем этому значение, прем в проход между камышовыми зарослями, выцеливаем на маленький пляжик, над которым нависают березки. На подходе к берегу подводные рифы, наши дюралевые швертики звонко бьют об них. Метрах в шести от «пляжика» осознаем, что это не пляжик никакой, а скалы там такие, дружно прыгаем в воду, дабы оперативно развернуть лодку кормой к берегу и при этом не порвать баллоны о скалы. Под ногами очень острые камни, грязно ругаясь, осторожно ставим лодку и вылезаем на бережок. Разгружаемся и начинаем исследовать островок.
Островок небольшой, весь поросший березками, он полностью состоит из скальной породы. Такая большая альпийская горка. Полно глубоких ям, заполненных водой. Чертовски красиво.
На острове было полно подберезовиков, но совсем не было дров. Рубить на дрова сырые березки, как это делал стоявший на острове рыбак мы не стали. Решили, что готовить на этой стоянке будем на газовой плитке. Отужинали жарехой из грибов и легли спать.
19.07.2006, среда – каменный остров – Спирино, Алтайское болото, о. Кузнецов. 31 км.
Проснулись, доели грибную жареху, собрались, очень аккуратно, на весле провели лодку мимо рифов и на попутном ветре весело, под кливером побежали. Ветер 3-5 балов, курс бакштаг, фордевинд. Снова собираются грозовые тучи, опять убегаем от грозы.
Решаем в ближайшем по курсу населенном пункте закупить продуктов. На самом деле у нас с собой есть все, для автономного плаванья, а подножный корм в виде подберезовиков и рыбы позволяет существенно экономит тушенку. Однако есть желание восстановить запасы свежего хлеба, яиц и овощей. По курсу большой населенный пункт Спирино.
С воды совершенно не ясно где искать магазин, поэтому чалимся строго по центру поселка. Ставим тримаран кормой к берегу, неподалеку от привязанных к берегу моторок. Наталья сторожит лодку и выгуливает кошку, а я поднимаюсь по железной лесенке на двухметровый обрывчик, и оказываюсь на оживленной то ли дороге, то ли улице. На берегу жара чувствуется совсем по другому, чем на воде. Спрашиваю у прохожих местонахождение магазина, выясняется, что мы угадали, и магазин рядом, всего в каких-то ста метрах. Двигаю в магазин, мимо несутся изрядно пыля автомобили с новосибирскими, алтайскими и кемеровскими номерами, явно отдыхающие.
Местный ритейл не разочаровал, все что хотелось за исключением молочных продуктов удалось купить. Наталья на берегу общается с отдыхающими здесь тетушками, прерываю их беседу, грузимся и уходим.
Ветер дует, идем вдоль левого берега, проходим оконечность и оказываемся в последней чашке Обского моря. Первое, что бросается в глаза – это то, что вода здесь стала мутной. Из воды торчат огромные мертвые деревья, длиной метров тридцать из деревьев торчат длинные ветви, тяжелое это впечатление производит. Лоция показывает, что здесь глубины – метр, метр двадцать. Понимаем, что ветром здесь быстро сможет разогнать большую волну и тогда днищем здесь можно будет собрать все, что валяется на дне.
На подходе к острову Кузнецов нас все-таки догоняет гроза и мы быстро срубив грот и кливер на одном стакселе летим. Подходы к острову охраняют здоровенные коряжины, Наталья на руле, она принимает решение не рисковать, пытаясь на шквале сманеврировать в опасной близости от коряг и уходит под правый берег. На правом берегу явно виден просвет в камышовых зарослях, на берегу растет кустарник и вроде как виднеется пляжик на который можно выскочить. Подлетаем поближе, а пляжика нет. Стена непроходимого кустарника, метра на три к этому кустарнику прибитый к берегу плавник. Приехали.
Выпрыгиваем из лодки, аккуратно ее заводим между коряжинами, бревнами и палками так, чтобы если что можно было безаварийно сдержать напор стихии. Стоим по колено в воде, гроза уже вовсю молотит с интервалами 45-60 секунд, бьет совсем рядом. На нас обрушивается настоящий ливень и в довершение ко всему прилетают злые комары и начинают нас кусать.
Эта болотина, куда мы влетели находится в Алтайском крае. Комары нас грызут, ливень поливает, гроза бьет со всей дури, кошке спокойно в рубке не сидится, она мяукает, ругается на нас за то, что мы ее бросили. Берем кошку на руки, успокаиваем. Проходит 10 минут, 20 минут, 30 минут – ситуация не меняется. Нас это основательно достает и мы решаем, что нас окончательно достало это алтайское болото и мы выводим лодку из камышей. Отчаливаем, стихия понемногу начинает успокаиваться, установился ровный ветерок мы принимаем решение искать стоянку на острове Кузнецов.
Обходим остров, видим одну стоянку, а вот вторая, которая нам нравится больше, направляем лодку туда. До берега метров семьдесят, курс галфвинд, ветер балла 3, лодка стоит на месте. Понимаем, что это течение, я хватаю весло и начинаю упираться. При помощи паруса и весла нам удалось одолеть течение. Стоянка подходящая, есть пятнадцатиметровый песчаный пляж, с обеих сторон камыш, с дровами тут все в порядке. Разгружаем лодку, натягиваем тент и ставим палатку.
Островок низкий, болотистый – за пляжиком сразу начинается кустарник и хвощи. Кустарник проходим, но с трудом. На другой стороне лагуна, берега которой в камыше. Правый конец пляжика, на котором мы встали заканчивается оконечностью острова, там неслабое течение – всякие палочки проплывают со скоростью около метра в секунду.
Вечер проходит в лагерных хлопотах и копчении дареной рыбы, которую мы засолили еще на Шарапском острове. Пытаюсь ловить рыбу, берет окунь размером с ладошку. Аккуратно снимаю с крючка и отпускаю. После двух отпущенных на волю рыбок решаю завязать с рыбалкой, поскольку с рыбой у нас все хорошо.
20.07.2006, четверг – о. Кузнецов – архипелаг(конец моря) – Караканский бор – 41 км.
Утром встаю, ветра нет. Час проходит, другой проходит, мы уже позавтракали, все собрали кроме тента и палатки и втыкаем. Идея простая, если до 14-00 ветра не дают, то делаем здесь дневку и продолжаем разлагаться.
В 13-30 дали ветер силой 4-5 балов, бегом снимаем лагерь, загружаемся и отчаливаем. На попутном ветре, под кливером прем в сторону архипелага курсом бакштаг. Первым делом уходим в сторону от стрежня. Понять, где течение помогает разметка судового хода.
Входим в архипелаг, вокруг нас низкие, поросшие камышом острова. Какое-то время движемся по протокам. Разглядывая эти безлесые островки, камышовые заросли, приходит понимание, что здесь нам совсем не интересно. Тут болото. Если бы оказаться здесь по осени, да с моторкой, то цены бы этим местам не было, щуки тут должно быть очень много, но в это время тут скучно, да и на течении чувствуешь себя не совсем комфортно. Мы видим конец моря – впереди куда ни посмотришь – стена из низких островков и камышей. На общем фоне треугольником выделяется остров Борок. Делаю несколько фотографий.
После непродолжительного совещания, приходим к единому мнению о том, что мы дошли до конца моря и ложимся на обратный курс.
Лавировка. Кливер убран, нарезаем галсы по последней чашке моря. Теперь течение работает на нас. Стараемся держаться поближе к фарватеру. Судоходство здесь есть, но маленькое – 2-3 баржи в день.
Проходим мыс между Усть-Алеусом и Спирино и в образованной левым берегом и островом узкостью начинается лавировка с длинным галсом. Ветер хороший, волна маленькая – тримаран идет прекрасно. Маневрируем, чтобы разойтись с паромом и оставив по корме остров с дамбой уходим под правый берег.
Есть желание встать в заливе образованном устьем реки Чингиз. Место это интересно тем, что это одна из очень немногих речушек, впадающих в Обское море, в устье которой нет населенного пункта.
На подходе к устью реки Чингиз наблюдаем картину, как в устье заходят два больших дизельных катера (типа Ярославец или там Костромич). Вставать рядом с этими пароходами у нас желания нет, поскольку очень высока вероятность того, что эти посудины чартерные, что на них собралась толпа «побухать», а как нажрутся, так обязательно врубят на всю катушку какую-нибудь гадкую музыку.
Получается облом, и мы принимаем решение двигаться дальше вдоль Караканского бора, а как найдем пустующую стоянку, так сразу встанем. Километрах в шести от устья Чингиза находим пустующий лагерь.
Нам тут нравится. Очень красивый сосновый бор. Оборудованный лагерь – вбитые в землю столы, лавки, навесы, даже специальные скамейки для любования закатом. Для прохода на неширокий, заваленный коряжником пляж в обрыве устроена аккуратная лестница. В стороне костровище с колодой для колки и рубки дров, чуть дальше здоровенные ямы для мусора. Судя по всему лагерь был покинут совсем недавно, однако чистота безупречная – нигде ни бумажки, ни окурка. Параллельно берегу идет наезженная грунтовка.
Ставим палатку, растягиваем тент и радуемся жизни. Сухих, качественных дров здесь просто немеряно. Недобрым словом вспоминаю того рыбака с острова напротив Кирзы, который рубил березки на дрова. Ему до этого берега - два километра. За пару часов он смог бы себе тут на зиму дров заготовить.
Минут за пять натаскал из леса сухой сосны и нарубил нам дров на ужин и завтрак. Отужинали, долго сидели за столом, попивали вино и смотрели на закат.
21.07.2006, пятница – Караканский бор – о. Шарапский – 39 км.
Проснулись от того, что по проходящей в десяти метрах от палатки грунтовки начали ездить машины. Ну не так, как на городской улице, но раз в 15-20 минут едут то в одну сторону, то в другую.
Пока суетились по лагерю, мимо прошагали два паренька со спиннингами. Удалось поговорить с ними про местную рыбалку. По вечерам здесь берет судак на ямах, а в реке Чингиз можно рассчитывать на окуня и щуку.
Позавтракав, отправляемся дальше. Наша туристическая карта показывает, что неподалеку от нашего места стоянки, на берегу выходы мрамора. Так и есть, за оконечностью у берега красивые, поросшие лесом скалы. Не выдерживаю, хватаю фотоаппарат, делаю несколько снимков.
Ветер попутный, несильный ( 2-3 бала ), курс фордевинд и бакштаг. Несем кливер на бабочке. Идем вдоль берега, на берегу стационарные лагеря через каждые пятьдесят метров. Народ на берегу, завидев наш парус, радуются, руками машут, кричат ура. Мы тоже радуемся, но существенно меньше, поскольку нам приходится аккуратно объезжать огромное количество расставленных здесь сетей.
За очередным мысом показывается Абрашино. У берега полузатопленные суда, на берегу здоровенными буквами (на манер Голливуда) надпись – «БЕРЕГИТЕ ЛЕС». Проходим Усть–Хмелевку. Между Усть-Хмелевкой и Нижнекаменкой находим пустующую стоянку и чалимся. В походе пришло понимание того, что если где-то посредине перехода сделать маленький привал, пятнадцать –двадцать минут походить по бережку, посидеть, покурить спокойно, то устаешь существенно меньше. Место красивое, оборудовано так же, как и то место, где мы стояли, однако изрядно загажено.
Снова идем. Опять начинают собираться грозовые тучи. Прикидываем, что есть шанс от них убежать уйдя под левый берег и от Нижнекаменки сворачиваем к противоположному берегу. От грозы мы убежали, но ветер совсем закис ( 1-2 бала ). Хода никакие.
Начинаем задумываться о стоянке. Есть два соображения. Во-первых, нет никакого желания стоять на берегу, мы хотим на остров. Во-вторых, хорошо бы завтра сходить в магазин и пополнить запасы газированного пойла в пластиковых бутылках и провианта. Если не считать мелких островков в заливе между Чернаково и Новым Шарапом, то прямо по курсу, есть Шарапский остров (до него еще дойти надо), а следующий остров – Красный Яр еще через семь километров. Принимаем решение двигать до Шарапского, а место стоянки поискать на той стороне острова, которая обращена к берегу. Не охота стоять дважды на одном и том же месте.
Медленно, медленно продвигаемся вперед. Наконец, оставив позади все маленькие островки, подходим к Шарапскому острову. Со стороны берега остров зарос камышом. Видим стоянку, она занята. Идем дальше, за стеной камыша еще одна занятая стоянка и все, дальше оконечность. Уже закат. Соображаем, что будем делать если то место, где стояли окажется занятым. Пока соображали, подходим к месту – ура, место свободно, быстро ставим лагерь. Ужинаем и ложимся спать.
22.07.2006, суббота – о. Шарапский – базы отдыха – о.Каменный – о. Елбань - о-ва Шумского кордона (Боровские) – 53км.
Утром встали, давай разводить костер, варить кофе, готовить завтрак. Подошел Саша Жуков, рассказал, что тут вовсю стал орудовать рыбнадзор, кого-то поймали за нелицензионный лов сетями.
Через какое-то время рядом с нами причалилась надувная моторка, из моторки рыбак высадил жену с тещей и разместил их в пяти метрах от нашего лагеря, поставил им тент и умчался обдалбливать заветные ямки. Вскоре приплыла весельная лодка. За каких-нибудь пол часа наш лагерь превратился в пляжный курорт. Наша кошка пользуется успехом у отдыхающих.
Ветра нет, торопиться некуда, спокойно так собираем лагерь. От наших соседей узнаем, что неподалеку, на берегу в заливе, на территории баз отдыха есть вполне нормальный магазин. Вернулся рыбак, ни одной поклевки он не увидел – результат ожидаемый, поскольку кругом ходят грозы и погода постоянно ломается.
Отчаливаем, и идем в магазин. Как нам объяснили, нужно идти на висящие над водой березки и там будет оконечность, за которой вход в залив. В глубине залива маленький деревянный причал, а там дальше нужно спрашивать.
Медленно – медленно крадемся к березкам, заходим за оконечность и во всей красе наблюдем бурное кипение сибирской курортной жизни. В заливе на воде, куча надувных матрасов, маленьких надувных лодок, надувных моторок, весельных лодок, дюралек, катеров все это шевелится и куда-то плывет. По берегам огромное количество народа. Мы верхушкой мачты ловим какой-то слабенький ветерок, и маневрируя между этими плавсредствами идем в глубину залива.
Находим этот самый деревянный причал и по-наглому встаем рядом. Метрах в пятидесяти от нас видим тритоновский катамаран – скорее Тайфун, чем Ветер, с такого расстояния не ясно. Возле катамарана суетятся какие-то люди. С удовольствием бы с ними пообщался, но нужно лететь в магазин.
Оставляю Наталью выгуливать кошку и сторожить лодку, а сам одеваюсь и иду. Огромное количество отдыхающего народа, машины стоят как на парковке гипермаркета. Минут двадцать трачу на то, чтобы найти магазин, минут двадцать терпеливо стою в очереди. Солнце нещадно жарит, в магазине неимоверная духота от работающих холодильников. Я закупил все что надо, но замучен и деморализован.
Такое скопление людей подействовало на меня угнетающе и есть горячее желание как можно быстрее уйти из этого залива. Поэтому мы по быстрому закидываем в рубку покупки, окунаемся в воду и стартуем.
Ветер не дали. Ситуация – штиль в морду. Замечаем, как народ на стоящей неподалеку тритоновской посудине быстро отходят и пристраиваются к нам в зад с явным намерением нас надрать. Мне становится грустно, поскольку мало того, что нашей лодке лавировка по штилю противопоказана, так мы еще изрядно, по-походному загружены. Надерут, как пить дать. Нет у нас шанса с нашими дюралевыми швертиками и стареньким гротом супротив профилированного шверта, высокой мачты и нового грота со сквозными латами. И тут приходит мысль. Лавировка в узкости на ветру 0-1 бал. Ноль балов, где нет полосы, а один бал, где полоса есть. А вот не факт, что эти ребята уже освоили свою лодку как следует и тем более не факт, что есть у них навык хождения по полосам.
Мы принимаем вызов. Наталья сидит на руле, я очень аккуратно настраиваю паруса, уцентровываю лодку и работаю тактиком. Полосы на воде – это не ковровая дорожка, которую где положили, там она и лежит, это динамическое явление. И если одна полоса заканчивается, то нужно заранее позаботится о следующей полосе. Главная задумка – вывести лодку из залива так, чтобы можно было увалиться до полного бейдевинда, вздернуть кливер и под кливером улететь.
У нас получается, расстояние между лодками начало увеличиваться. Вот он выход из залива мы уваливаемся, я вздрючиваю кливер. Тритоновская лодка делает маневр «не очень-то и хотелось» и на контргалсе уходит.
Мы радуемся, но неприятный осадок остался. Я ничего не имею против междусобойчиков разного формата, но если уж захотели «пркинуться», то почему бы по-человечески не подойти и познакомится, поговорить. Наша лодка час стояла в этом заливе.
Движемся вдоль берега в сторону Красного Яра. Ветер очень слабый, но дует так, что позволяет нести кливер на полном бейдевинде и это радует. Проходим между берегом и островом Красный Яр. Ветер немного заходит и позволяет увалиться и пройти проливом отделяющим большой остров от маленького островка. На самом деле это не пролив никакой, а узкая и мелкая протока. Скребем по дну рулем, но проходим.
Осознаем, что ветер зашел просто замечательно и немного усилился ( 2-3 бала ), мы теперь можем двигаться курсом полный бейдевинд к правому берегу вдоль цепочки островов – Хохлов Борок, Красноярский Борок, Каменный. Идем вдоль островов и разглядываем берега. Принимаем решение высаживаться на остров Каменный, чтобы походить и размять ноги. На оконечности острова Каменный затопленные баржи и стоит избушка, там вставать не с руки. Берег острова обращенный к правому берегу и мы видели на пути «туда». Решили, что встанем на другом берегу. Проходим проливом, чалимся к берегу, высаживаемся, осматриваемся. Метрах в двадцати от места высадки удобная бухточка, решили берегом провести в бухточку лодку. Кошка думает, что ее пытаются бросить на остове и с разбегу летит на палубу. Мы смеемся.
Отдыхаем на бережку, с нашего места хорошо виден остров Дикий. У него и впрямь вид совершенно дикий, не выдерживаем и фотографируем. Ветер слегка усилился и опять немного зашел, можно идти с нормальной скоростью. Вопрос куда идти. Достаем карту, прикидываем, принимаем решение идти на остров Елбань и там вставать.
Хорошо идем вдоль правого берега. Курс курс галфвинд, ветер 3-4 бала. Опять справа по борту стоит Караканский бор, стационарные лагеря через каждые пятьдесят метров и поскольку суббота в каждом лагере несколько машин. Интереса ради делаю несколько снимков.
На подходе к Завьялово к нам подходит резиновая (истинно резиновая, не ПВХ) моторка и у нас завязывается набольшая беседа о возможностях надувных тримаранов и катамаранов фирмы Кулик. Мы прем под кливером, а наш собеседник двигается под мотором. Через какое-то время он осознает, что мы очень хорошо ушли от его стоянки и он ложится на обратный курс, опасаясь остаться с сухим баком. Проходим островок в устье реки Каракан, где мы стояли шесть дней назад. Оставляем справа по борту Атамановский.
На закате подходим к острову Елбань. Суббота, все стоянки забиты. Обходим остров справа, та же картина. Все стоянки забиты, куча моторок и катеров. Высаживаемся где-то посредине северной стороны острова. Картина совсем не радостная. Слева от нас в метрах пятидесяти стоит большой дизельный катер с толпой отдыхающих. Орет какая-то музыка, не помню, то ли шансон, то ли попса, но гадкая. Мы стоим на пляже шириной два с половиной – три метра. За пляжем обрыв высотой метра три, на обрыве кустарник. Откуда-то издалека народ волочет дрова, на пляже дров нет. Огромное количество мелких, но злющих комаров. Понимаем, что сейчас, когда мы находимся в тени острова, все хорошо, а вот если ветер зайдет на противоположный, то поставленную на пляже палатку просто смоет. Стоять здесь на хочется, полная засада.
Думаем, что делать. Появляется хорошая мысль. А где наши? Ведь сегодня суббота, наши наверняка в море. А если они в море, то есть вероятность, что они на Боровских, а до Боровских каких-то четырнадцать километров.
Достаем телефон и звоним Диме Колодезеву. А вы где, спрашиваем. Мы в морях, отвечает Дима. Выясняется, что наши на подходе к Боровским и будут рады, если мы к ним нагрянем. Время начало двенадцатого, сумерки сгущаются. Мы договариваемся, что позвоним на подходе к Боровским и они нам скажут, где встали лагерем и посветят фонарем.
Уходим в сумерки. Вышли из тени острова, нас подхватил хороший ветер ( 5 балов) и мы полетели под кливером курсом бакштаг. Основной вопрос, который нам предстояло решить на этом отрезке пути, это навигация. Очень скоро должно стать совсем темно, выйдет луна или нет, не ясно. Задача ставилась так, пройти в притирку со «Сто девятнадцатым» островом (Нечунаевские острова), и ориентируясь по огням села Борового подойти к островам Шумского Кордона (Боровским). Мы должны упереться в Боровские, по быстрому дозвониться до наших узнать, где стоянка и двигаясь вокруг острова против часовой стрелки прийти в лагерь. В принципе, ничего военного.
Пока окончательно не стемнело, выцеливаем лодку на Нечунаевские. Отсюда они выглядят как тонкая полоска тени на горизонте. Стало темно луны не видно. Проходим впритирку к «Сто девятнадцатому». Хорошие люди развели на оконечности костер, что существенно упростило нам жизнь. Прошли Нечунаевские, открылись огни Борового. Ветер усиливается до 6 балов. На подходе к Боровским срубаю кливер, поднимаю стаксель. Связываемся с нашими, сообщаем, что подходим к Боровским. Узнаем, что они встали на маленьком острове, на входе в лагуну. Дима сказал, что поднял на фале фонарь, который горит синеватым светом.
Мы прем вдоль острова. Ветер продолжает крепчать, в вантах хорошо засвистело, это чистые 7 балов. Рубим грот, идем на одном стакселе. Вспоминаем, что с той стороны, откуда мы идем, вход в лагуну преграждает песчаная коса. Говорим друг-другу, что надо взять мористие, чтобы эту подводную косу обойти и утыкамся носом в эту самую косу. Мы прямо как тот знаток мелей из кинофильма "Волга - Волга". Делать нечего, выпрыгиваем в воду, перетаскиваем лодку и входим в лагуну. Видим яркий синий фонарь, орем, это наши, они орут в ответ. Выясняется, что они стоят не внутри лагуны, а снаружи. Разворачиваем лодку и через несколько минут мы уже подходим к лагерю с правильной стороны. Ветер раздувает костер так, что искры летят параллельно воде метров на пятнадцать. Впечатляющее зрелище. Вытаскиваем лодку на берег, ставим палатку, садимся пить водку и есть ужин.
Нас собралось четыре лодки. Ольга Соловьева с Шурой и Васей на прототипе Т-23. Колодезевы на Т-23, Тимофей Лунин на клубном Просторе. Жгем костер, пьем водку, поем песни. Рассказываем про поход, про Караканский бор, дальние острова, конец моря. Хорошо.
Приходит осознание того, что спортивная часть похода закончилась. Понимаю, что если (ну гипотетически) мы завтра в обед уйдем с нашими на базу, то Обское море будет пройдено за девять дней. С такой замечательной мыслью заваливаемся спать.
23.07.2006, воскресенье - с нашими на Боровских (дневка-1).
Мы на Боровских. Острова Шумского Кордона – это здоровенный остров в котором нам известны две здоровенные лагуны. Одна лагуна, ближе к берегу, вторая подальше. Лагуны глубокие. Нам Боровские очень хорошо известны, мы здесь несколько раз в год бываем. На острове большое количество хорошо оборудованных мест – стационарных лагерей, которые передаются из поколения в поколение, поэтому если вы вдруг окажитесь здесь, рекомендую вставать на необорудованном месте. Благо необорудованных мест хватает. В противном случае, могут неожиданно нагрянуть хозяева и предъявить права на место, а в качестве аргумента быстро собрать толпу из соседних стационарных лагерей.
Островок, на котором мы встали, прикрывает дальнюю от берега лагуну с северной стороны. Шириной он метров 10-15, длиной метров сто. С северной стороны море, с южной лагуна, по бокам проливы шириной метров двадцать. На островке растут деревья. Посреди острова песчаная коса, длиной метров пятнадцать, а шириной метров шесть. На косе мы и встали лагерем. Наши в сумерках встали достаточно хорошо, здесь нашлось место для четырех лодок и палаток. По бокам от нашей косы стационарные лагеря. Неподалеку от нас стоял человек из Борового на надувастике – самоделошный парусный катамаран в качестве баллонов использованы корпуса от куликовского сплавного катамарана. Наши ходили, общались, катамаран им понравился, вполне боевая машина получилась. А я что-то протупил и не пошел. Это кстати не первый на нашем море катамаран сделанный с применением «сплавных» баллонов.
Юго-западный ветер раздувает очень хорошо. На море шторм. По воде ходят белые барашки, на подводной песчаной косе, через которую мы вчера таскали тримаран прибой. Принимаем решение остаться здесь, а завтра, шторм должен утихнуть и мы пойдем куда-нибудь заниматься рыбалкой. Наши собираются выйти сегодня после обеда. А пока утро, все разлагаются. Тимофей с Ольгой решают воспользоваться свежим ветром и полетать в лагуне на гоночном клубном Просторе. Машина эта основательно переделана, доведена до совершенства и в умелых руках способна творить чудеса. Наши летали по лагуне, как ужаленные. Я сфотографировал, фотография той динамики передать не способна. Вернулись наши с арбузом, которого подобрали в море.
По светлу удалось разглядеть лампу, которой нам вчера светили и которой вчера освещали лагерь. Я сильно возбудился, поскольку эта чудо-лампа – решение одной из моих головных болей. Мы ходим в темноте. Для нашей компании это обычное явление, поскольку уже в сентябре у нас темнеет рано, а иногда и летом есть желание оторваться, часто нужно кого-нибудь с берега забрать или наоборот привезти. По-хорошему, идя в потьмах нужно нести топовый огонь. Использовать обычную лампочку накаливания – это батареек не напасешься, проводку нужно на мачту ставить и не порвать эту проводку. А вот светодиодная лампа, которую Дима Колодезев приобрел лишена всех этих недостатков. Светит она очень ярко, так что мы с Натальей поначалу подогнались, думали, что это не наши, а какой-то большой дизельный катер там светит. Лампа представляет из себя пластиковый цилиндр, диаметром сантиметров девять и высотой сантиметров двадцать. Средняя часть цилиндра прозрачная, внутри зеркальные конуса и светодиоды. Светит лампа на 360 градусов, батарейки внутри и их хватает надолго. Вздернул лампу на фал и вот он полноценный топовый огонь.
Наши начинают потихоньку собирать лагерь. Они тормозят, потому что не охота идти домой. Как говорят у нас на работе, воскресенье отравлено понедельником. Уходит Тимофей Лунин на Просторе. Уходит Дима Колодезев со своим экипажем. Ушли на последней полке рифов.
Ольга с Сашкой потеряли кошку. Организуем поиски. Обшарили весь остров, безрезультатно. Они уже все упихали в драйбэги, остался только тент. Начался дождик, мы забиваемся под Олькин тент, расчехляем гитару, песни поем. Весь расчет на то, что дождик заставит Олькину кошку вылезти из мокрых кустов и поискать защиту в от непогоды в лагере. Наша кошка хорошая, она сидит с нами под тентом.
Ветер крепчает, дождь усиливается. Наша кошка не выдерживает стихии и забирается в нашу палатку. Наталья уходит вслед за кошкой. Ветер с дождем снова усиливаются, Кали дождя с дикой скоростью летят параллельно земле. Я лезу в свою палатку. Дождь неистовой силы пробивает палатку. Быстро все вещи упихиваем в драйбэг, пенки ставим «на ребро». Драйбэгами подпираем углы палатки. На порыве ломает стеклопластиковую дугу. На полу палатки образовывается здоровенная лужа, используем полотенце как тряпку «отчерпываемся». Через какое-то время ветер несколько слабеет. Выбираемся с Натальей наружу. Когда это безумие началось Шура заправил под себя тент и сел сверху. Олькина кошка не выдержав напора стихии выбралась из кустов и прибежала под тент.
Первая мысль, про наших – накрыло их этим или успели убежать. Позвонили, убедились что с ними все хорошо. Наши уходят, а все, кто стояли рядом с нам на этом островке ушли еще раньше. Мы остаемся одни.
Опять занимаемся лагерными хлопотами. Переносим палатку туда, где стояла Олькина палатка, натягиваем тент, чиним поломанные дуги и делаем то, чего никогда не делали с нашей палаткой – привязывем концы к специальным местам и растягиваем палаточный тент, чтобы не унесло. Ветер сильный, все, что намокло высохло очень быстро. По-идее, ночью шторм должен закончится, с этой хорошей мыслью и засыпаем.
24.07.2006, понедельник - болел (дневка-2).
Проснулся в очень плохом состоянии, температура, голова чугунная. Сутки проспал. Наталья поила меня чаем, кормила таблетками. Судя по симптомам, в Шарапе, пока ходил в магазин подцепил какую-то вирусную инфекцию. Штормит.
25.07.2006, вторник отсыхаем (дневка-3).
Чувствую себя получше, но все равно шатает. Шторм продолжается. Понимаем, что столкнулись с настоящей погодной аномалией. Не должно быть в июле затяжных штормов, максимум сутки. Можно в принципе куда-нибудь убежать, но смысла в этом нет. Решаем, что сегодня никуда не пойдем, будем лечиться.
26.07.2006, среда – о-ва Шумского кордона – о. Хреновый – 22 км.
Нас уже основательно задолбали Боровские, мы устали от этого ветра. Наша коса сдувается в море. За то время, пока мы здесь стоим, она сузилась процентов на двадцать. Шторм и не думает стихать. Понятно, что этот шторм поставил крест на замечательной рыбалке в конце похода. Я угрюмый по поводу того, что еще не до конца поправился и по поводу того, что настоящая рыбалка накрылась.
Нам нужно завтра вечером быть на острове Тайвань. Возможно завтра шторм закончится. Раздувать будет слабо и придется пол дня ползти эти двадцать с лишним километров. А если сейчас на попутном шторме долететь до острова Хреновый, то завтра (если конечно ветер стихнет) можно будет порыбачить.
Решаем стартовать после 14-00. Собираем лагерь, готовим лодку к переходу. Грот берем на последнюю полку рифов, ставим штормовой стаксель. Смотрим на облака. До Хренового полтора ходовых часа. Ищем в облаках просвет, чтобы нас не накрыло таким зарядом, как в воскресенье.
Решаем, что на этом штормовом переходе нужно кошку привязать. Прямо по курсу море все белое от барашков, мы отчаливаем. Летим курсом фордевинд под зарифленным до самого конца грота. Ветер 8-9 балов, на порывах страшновато. Штормовой стаксель болтается внизу, если вдруг придется идти в лавировку, то быстро поставим. Высота волн метра два. Медленно карабкаемся на волну, затем как с горки летим по склону волны. Долетели моментально. На подходе к Хреновому видим как волны бьются в остатки фундаментов – брызги летят вверх метров на пять (чуть ниже нашей мачты). Зрелище впечатляет. Заходим в тень острова и чалимся.
Не надо думать, что мы сделали нечто выдающееся или противоречащее хорошой морской практике. Для нас и нашей лодки ходить по шторму - нормально. В воскресенье наши друзья возвращались по такому-же шторму. У нас, если не ходить в штрома, бояться шастающих рядом грозовых туч и холодных дождей, - можно половину парусного сезона на берегу просидеть.
Мы на острове одни, какое счастье. На море никого, солнце светит. Кусты, деревья и остров надежно прикрывают нас от ветра. Благодать. Решаем поставить лагерь на своем любимом месте – на маленькой полянке, размерами десять на четыре метра. С трех сторон полянка (полянка – потому что на ней трава растет) огорожена кустами, старым малинником и камышами с озерцом, с четвертой стороны песчаный пляж. На полянке конечно оборудованное костровище, места для палаток. Таких правильных мест для стоянки на острове – еще парочка. Так вот, какие-то орлы притащили на эту замечательную полянку восемь бутылок из под водки и расстреляли их из дробовика. Наталья принимает решение убрать с полянки все осколки. Забот ей часа на полтора. Я хочу порыбачить и иду в разведку.
Шансы есть на той стороне острова, которая прикрыта от ветра. Стою на оконечности, соображаю, что со спиннингом тут делать нечего, поплавочная снасть тоже не прокатит, поскольку удилище ветер будет просто вырывать из рук, только закидушка. Отсюда, с оконечности хорошо виден Тайвань и видна та самая поляна, которую мы завтра должны застолбить. Там стоит здоровенный дизельный катер белого цвета. Ладно думаю, завтра разберемся.
Решаем с Натальей, что у нас сегодня на ужин жареная рыба, соответственно, моя задача наловить на сковородку. Через час у меня на добрую сковородку хороших чебаков набирается (минут тридцать копал червей, минут десять собирал и устанавливал на рогатинки закидушку, минут двадцать ловил рыбу), Наталья окончательно победила битые бутылки. Ставим лагерь, жарим рыбу. Ближе к закату ветер начинает утихать, небо ясное, появляются шансы на окуневую рыбалку.
28.07.2006, четверг – о.Хреновый – о. Тайвань – 4 км.
Замечательное утро, светит солнце, ветер кончился, волны тоже. Пьем кофе и вынашиваем планы. Решаем, что я занимаюсь рыбалкой, потом, копчением того, что удастся поймать, а затем спокойно собираем лагерь и двигаем на Тайвань. Прикидываем, что будет хорошо, если часа в три мы отчалим.
Двигаю на свое заветное окуневое место, по дороге наблюдаю произведенные штормом разрушение. Шторм отожрал у острова очередные пять метров суши. Куча новых поваленных деревьев. Степень разрушения соответствует злым осенним штормам, последствия которых мы видим весной.
Клев слабый, но потихоньку на коптилку начинает собираться. Для окуневой рыбалки я предпочитаю вертушки 2-ки от Mepps. На вечерней и утренней зорьках окунь замечательно берет и на классическую оснастку с твистером, и на джиг-головку, однако днем – только вертушка. Трофейных окуней я брал только днем и только на вертушку.
Как-то в 2005 году, я за один раз взял трех трофейных окуней. Все они были в длину больше сорока сантиметров, а самый здоровый был в длину сорок шесть сантиметров, в высоту двадцать четыре и в ширину двенадцать. Безмен я с собой не таскаю, так что приходится довольствоваться только размерениями. Я тогда аккуратно выложил головы на коряге и мы ушли, а на это место встал Геннадий Петрович Пикалов с Мариной. Геннадий Петрович – один из наших парусных авторитетов, его трудно чем-то удивить. Он заметил выложенные на коряге головы и давай усмехаться – «какой дурак сюда привез морскую рыбу из магазина», затем он понял, что это местный окунь. Вот тут он удивился по-настоящему. (Это я хвастался, рыбак потому что.)
Если дальше развивать тему вертушки, то на вертушку берет и язь, а язь – это настоящий боец и доставляет массу удовольствия. Осознаю, что на коптилку набралось и заканчиваю с рыбалкой. Спокойно собираемся, затем коптим рыбу, и отчаливаем. Курс – на Тайвань.
Тот большой белый катер стоит на «нашем» месте и по-видимому никуда уходить не собирается. Ветер слабый, но попутный, неся кливер медленно ползем в сторону Тайваня. Радуемся, что вчера убежали с Боровских, действительно по такому ветру пришлось бы долго плестись.
Шторм и здесь изрядно поработал. Здоровенный кусок берега смыло напрочь. На оконечности острова видим капитана «Коня Дикого» Катю Лаврину. Нас она не замечает, хотя мы от нее в двадцати метрах. Ее катамарана на берегу не видно, мы начинаем орать и спрашивать, куда чалиться. Катя обрадовалась, кричит нам, чтобы мы вставали за катером. Катер длиной метров двенадцать, прямо за ним стоит Катин «Конь Дикий». Чалимся рядом.
Хочется сказать о Кате несколько слов. Катя – легенда Обского моря. Методом ежегодных итераций она строит свой катамаран. Сейчас это уже вполне нормальная лодка. К следующему парусному сезону она собирается склеить новые баллоны. Это будет замечательная машина, настоящий крейсер. Лодка строилась и строится практически на нулевом ресурсе, благодаря железной воле и строгой экономии. Катя студентка, живет на стипендию и подработки.
Общаемся с Катей, она угрюмая, поскольку со своим матросом Дашей они подобно Робинзонам торчат на Тайване с воскресенья. Запланировали уйти в плаванье, но встречный шторм разрушил их планы. Что касается катера, то его вынесло сюда штормом, поскольку на нем отказал дизель. На катере два человека методично занимаются ремонтом движка, музыку дурацкую не врубают на полную катушку, никого не напрягают.
Угощаем наших копченой рыбой, рассказываем про наш поход, узнаем, что Катя так далеко, как мы не забиралась. Ужинаем вместе и общаемся, про лодки, про моря, про паруса.
29.07.2006 – 30.07.2006, Пятница, суббота – о. Тайвань (дневка-4,5)
В ночь с пятницы на воскресенье отмечали день рождения Ольги Соловьевой. Дарили подарки, жгли костры, пели песни, пили напитки разные. Праздник удался.
Было восемь лодок и мы насчитали тридцать восемь гостей. Что касается лодок, то был тот же состав, что и на Боровских, плюс Катя конечно на «Коне Диком», Геннадий Петрович Пикалов с Мариной на своем катамаране, Анатолий Павлович Кулик пришел на прототипе новой лодки, пришел Алексей, на туристическом катамаране, сделанном из старенького Торнадо.Что касается гостей, то тут были и близкие друзья и с работы коллеги, и наша парусная тусовка. Не вся конечно, но все таки.
Что касается парусной тусовки Обского моря, то это не закрытый клуб, мы нормальные, общительные люди, не кусаемся. Чалься рядом, приходи знакомиться, поговорим, если что, советом поможем, опытом поделимся.
31.07.2006, воскресенье – о. Тайвань – я/к «Наука» – 3 км.
В воскресенье запланировали отчалить в обед, чтобы хорошенько отмыться, подготовиться к очередной рабочей неделе. Утречком, пока народ не разбежался я сделал несколько снимков – снял лагерь, лодки.
Сняли лагерь, быстро собрались и отчалили, часа в четыре были дома. Поход закончен. Как отмылись, решили достать карту посмотреть километраж. Достали карту, посмотрели, считать километраж не стали, вынули из шкафа карту Байкала.
Выводы
Несмотря на полное рыболовное фиаско – то грозы, то шторма, и несмотря на то, что я подхватил вирус и сутки провалялся - поход получился замечательный. Для себя мы выяснили, что две недели плаванья, это то, что доктор прописал.
Тут хотелось бы дать некоторые пояснения по поводу качественной рыбалки. Эта такая рыбалка, про которую можно много лет рассказывать на берегу у рыбацкого костра. Это когда приходишь к пониманию чего-то для себя нового, совершаешь маленькое открытие. Для того, чтобы такая рыбалка состоялась, нужно несколько дней устойчивой погоды, новое, еще не изученное место и конечно везение. В этот раз не получилось, ничего страшного, мне и так есть о чем друзьям рассказать у рыбацкого костра.
Наиболее важные для себя выводы мы сделали в части регламента похода. Понятно, что регламент определяется ветром, ходовыми качествами лодки и возможностью экипажа. Так вот, тот регламент, которого мы старались придерживаться, при условии более-менее нормального ветра позволяет стабильно совершать переходы порядка сорока километров. При этом усталость не накапливается, как например, в горном походе, а наоборот, происходит полноценный отдых, при котором тонус организма нарастает. Можно в любой момент «дать коксу». Следующее открытие – если есть возможность на переходе высадиться на берег и минут пятнадцать походить, посидеть на коряге, то усталости существенно меньше. Этот опыт будет учтен при планировании следующего похода.
Нужно заметить, что поход мы прошли безаварийно, ничего не сломали. Потому что лодка крепкая, да и мы ничего ломать не собирались.
Следующий поход хотелось бы совершить на «более другом» водоеме. Нас привлекает Байкал, Балхаш, Чаны. Каждый водоем тянет на «тройку», каждый водоем по-своему интересен. Но если вдруг по какой-то причине большой поход не получится (засада с финансами или с отпуском выйдет, например), то можно будет провести еще один замечательный поход по Обскому морю, причем проложить маршрут так, что стоянки не будут пересекаться ни со стоянками маршрута прошлого года, ни с маршрутом этого года.